В воскресенье одному из патриархов славной когорты детских тренеров киевского "Динамо" Александру Леонидову исполнилось 77. Его имя вписано в историю отечественного футбола уже только потому, что он был первым наставником будущей звезды мирового футбола, обладателя "Золотого мяча"-75 Олега Блохина.
Сам Леонидов играл в футбол в командах рижского Дома офицеров и киевского «Локомотива» на месте заднего центрального защитника. Это довольно ответственный пост в команде: игрок должен быть, как говорится, хозяином обороны и в то же время организатором атак. На такие роли тренеры обычно подбирают футболистов думающих, понимающих ход игры, умеющих предвидеть ее развитие.
В 1955 году после окончания Киевского института физкультуры и завершения карьеры игрока Леонидова направили в киевский городской совет «Динамо», где он три года проработал инструктором в отделе футбола. Потом по рекомендации Вячеслава Дмитриевича Соловьева, который с 1959 по 1962 год руководил командой мастеров киевского «Динамо», Леонидов возглавил футбольную школу этого клуба.
В конце лета 1961-го Леонидов набирал очередную группу юных футболистов. Среди новичков был Олег Блохин, в которого поначалу практически никто не верил, кроме родителей и тренера. В отличие от многих «спецов» и советчиков, Александр Васильевич сначала сумел разглядеть, а затем поддерживал и развил талант Алика. Так он с первого дня стал называть своего подопечного, чего сдававший экзамен паренек поначалу даже не заметил. Думаю, уместно привести несколько отрывков из воспоминаний Александра Леонидова разных лет, в которых он рассказывает о становлении легендарного форварда, а также затрагивает тему детско-юношеского футбола.
— Мы приглашали в школу ребят десяти-одиннадцатилетнего возраста. Каждый тренер набирал себе группу из двадцати человек. Чтобы найти два десятка подающих надежды, приходилось просматривать до трех тысяч мальчишек! На контрольных испытаниях я предлагал ребятам выполнить простейшие технические элементы. К примеру, просил как можно сильнее пробить по воротам. Для меня очень важно было знать — не боится ли ребенок сильно бить по мячу? Внимательно присматривался к мальчишкам и во время пятнадцатиминутной игры в мини-футбол. А после этого ставил их по три-четыре человека, и они должны были наперегонки пробежать 30—40 метров. Помню, что в таком забеге Блохин легко — даже слишком легко! — убежал от всех своих сверстников. Олег не выделялся ни ростом, ни физическими данными и с виду, пожалуй, казался хиленьким и застенчивым пареньком. Но я без колебаний зачислил его в группу — подкупала скорость. Других качеств в тот период я у Блохина не приметил.
Одна из проблем нашего футбола в том, что еще в детском возрасте мы очень много времени уделяем скоростно-силовой подготовке ребят. Перед ДЮСШ ставят задачу готовить футболистов- атлетов! Мы рано начинаем обучать наших мальчишек и тактике игры. А вот техника владения мячом как-то постепенно ушла на второй план, и даже по программе ей отпущено меньше времени. Взгляды тренеров юношеских команд несколько изменились. Если парень физически хорошо развит, носится по полю восемьдесят-девяносто минут, не боится идти в силовую борьбу, значит — боец! Из таких тренеры стараются формировать команды.
Если исходить из этих позиций, то от Блохина сложно было ждать спортивного взлета. «Из этого белобрысенького футболиста никогда не получится, не боец он», — критиковали меня коллеги, когда я ставил Олега в состав. А вот его партнерам Валерию Зуеву, Виктору Кондратову, Александру Дамину, Владимиру Юрецкому и многим другим специалисты прочили успешное футбольное будущее. Эти ребята выглядели значительно крепче Олега и действительно добились определенных успехов в футболе, играли в командах высшей лиги. Но из всей группы заслуженным мастером спорта стал только один Блохин.
...Он не только легко убегал от сверстников, но и оказался трудолюбивым мальчишкой. Частенько после тренировки подходил с просьбой: «Разрешите остаться поработать у стеночки над техникой». Он подолгу мог один отрабатывать удары, жонглировать мячом. Я же старался не акцентировать внимание мальчика на его недостатках, а работал над сильными сторонами, стремился развить то, что Олегу особенно нравилось: финты и удары. Работали, разумеется, и над недостатками. В частности, над ударом. Чтобы у футболиста удар получился сильным, надо не бояться жестко и резко, как мы говорим, включить ногу и хлестко ударить по мячу. Олег, как мне тогда казалось, не «хлестал». А что это за нападающий, который не умеет пробить по мячу в полную силу?! Я пошел на хитрость: в течение нескольких месяцев перед тренировками мочил мяч, утяжеляя его. Когда же мы заменили «тяжелый» мяч на обыкновенный четырехсотграммовый, Блохин легко, а главное, смело начал выполнять хлесткие удары.
...Однажды нашу футбольную школу приехал проверять Михаил Семичастный, который в то время работал в центральном совете «Динамо». Знаменитый нападающий и защитник, сам он выступал в составах славных команд ЦДКА и «Динамо», неоднократно становился с ними чемпионом страны. Большой мастер футбола, он, видимо, имел чутье на талантливых игроков. Посмотрел тренировку нашей группы и спрашивает:
— Что это за беленький худенький мальчишка у тебя? Легонький такой, быстренький. Скорость хорошая, финты, удары. Очень интересный паренек. Очень!
— А мне коллеги говорят, что не получится из него мастера, — отвечаю я.
— Не слушай никого! Как раз из такого и может получиться настоящий футболист, — махнул рукой Семичастный, поделившийся после окончания проверки впечатлениями о Блохине с Виктором Масловым.
...Прошло еще несколько лет, и самый талантливый ученик Александра Леонидова был зачислен в команду мастеров киевского «Динамо». Но это уже другая история.
Материал газеты "Киевские ведомости"