Ігор Суркіс: «Смерть Лобановського співпала з початком запланованої ним перебудови»

Ігор Суркіс: «Смерть Лобановського співпала з початком запланованої ним перебудови»

Игорь СУРКИС. "Семейное дело", как называют в последние годы киевское "Динамо", он возглавил не в лучшие времена. Смерть Валерия Лобановского, смена главного тренера, существенные перестановки в составе, конечно, сказались на результатах команды. Но даже недоброжелатели признают, что планку притязаний при новом президенте, который принял эстафету от возглавившего национальную федерацию старшего брата, девятикратный чемпион Украины не опустил.


НА ЭКЗАМЕНЕ У ЛОБАНОВСКОГО
В скромно, но со вкусом обставленном кабинете, куда пригласил меня собеседник, на видном месте - фотографии президента ФИФА Йозефа Блаттера с Суркисом-старшим и множество снимков Суркиса-младшего с Валерием Лобановским. Не успел я расположиться в удобном кресле, как зазвонил телефон. "Может, подождать в приемной?" - спросил хозяина кабинета. "Ваше присутствие не помешает", - ответил Суркис. И улыбнулся: "От "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" у киевского "Динамо" секретов нет".


ЭСТАФЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
- Игорь Михайлович, теперь, год спустя после того, как возглавили клуб, не жалеете?

- Признаюсь, мне легче работалось в те времена, когда президентом был Григорий Михайлович. Девять лет назад он стал у руля тонущего динамовского корабля и вывел его в передовые порядки европейской эскадры. Мне в наследство достались до мелочей отлаженная инфраструктура, удачно подобранный штат сотрудников. Да и сам в роли первого вице-президента прошел рядом с братом хорошую школу. Поэтому был уверен: все пойдет по накатанной колее. Надежный, как добротные швейцарские часы, механизм не должен был дать сбой. Но безоблачной жизни, увы, не получилось. Казалось, до десятого титула чемпионов Украины команде рукой подать. Но без Лобановского мы уступили золотые медали и проиграли финал Кубка Украины.

- Смерть мэтра стала большим потрясением для многих. Могу представить, что творилось в самом "Динамо"...
- Уход Лобановского из жизни совпал с началом затеянной им перестройки в команде. Валерий Васильевич вынашивал планы значительных изменений в составе. Порой мы с ним в 11 часов вечера завершали разговор, а в 10 утра раздавался телефонный звонок - и мы обсуждали очередные его идеи. Несмотря на разницу в возрасте, нас связывали пять лет настоящей мужской дружбы. И общие интересы, к слову, на футболе не замыкались.

- Многим он казался суровым, молчаливым, замкнутым...
- На самом деле перед теми, кто знал его близко и кому он доверял, Лобановский раскрывался совсем по-другому. Это был душевный, глубоко порядочный человек. И очень ранимый. Васильич по-настоящему переживал, когда приходило время расстаться с кем-то из футболистов. Болельщики помнят, как после неудачно сложившегося матча с "Ювентусом" он буквально выставил из команды бессменного капитана Юрия Калитвинцева. Возможно, накануне Юра, что было ему несвойственно, нарушил режим - и это, по мнению тренера, сказалось на игре. Лобановский обычно спонтанных решений не принимал, поэтому мучился несколько дней. И наконец, признавшись мне, что не должен был рубить сплеча, возвратил Юру в команду. После чего Калитвинцев прекрасно отыграл в "Динамо" еще несколько сезонов.


"ПРИДУМАЙТЕ СЕБЕ ДОЛЖНОСТЬ"
- Насколько я знаю, в конце позапрошлого года Лобановский собирался покинуть посты главного тренера "Динамо" и сборной Украины.

- Сильное потрясение вызвал у него стыковой матч со сборной Германии за путевку в Корею и Японию. Украина проиграла со счетом 1:4 и оказалась за бортом чемпионата мира. Поверьте, это был очень тяжелый период в его жизни. Лобановскому трудно было смириться с огульным неприятием, с перечеркиванием всего, что было сделано и чего он собирался добиться в будущем. "Если бы хоть критика была профессиональной!" - сокрушался Валерий Васильевич, когда ему с утра, как было давно заведено, приносили ворох газет и журналов. Кстати, вашу газету он ценил - за объективность и конструктивный подход.

- Для вас ведь не было секретом, что Лобановский тяжело болен?
- Да, и держать руку на пульсе сразу двух команд ему становилось все труднее. Порой приходилось следить за игрой с экрана телевизора и руководить действиями тренеров по телефону. В свое время Лобановский возглавил сборную, в которой выступали одиннадцать динамовцев. Но все течет, все меняется. Думаю, что только состояние здоровья однажды вынудило его заговорить и об уходе из "Динамо". Я сказал: "Валерий Васильевич, для вас двери клуба всегда открыты. Выбирайте любую должность. Если хотите, придумайте для себя новую. Только оставайтесь. Нам нужны ваши советы, идеи, мысли". Через несколько дней он позвонил: "Игорь Михайлович, ты мог бы ко мне подъехать?" Встретил словами: "Ну, что будем делать?" - "Считаю, что вы должны работать в "Динамо". - "Хорошо, только договоримся сразу: если здоровье не позволит, не удерживайте. Все равно уйду". И ушел. Навсегда, прямо во время футбольного матча в Запорожье.

- Помнится, при Лобановском вы всегда сидели с ним рядом на скамейке запасных...
- Как-то на Кубке Содружества, еще на предварительном этапе, Лобановский спросил: "Игорь Михайлович, а вы почему уходите от ответственности? Садитесь рядом со мной". После победной игры сказал: "Зачет вы сдали неплохо". Перед следующим матчем снова пригласил меня на скамейку. "Динамо" опять выиграло. "Ну все, - спрашиваю, - теперь я уже, наверное, экзамен сдал?" "Нет, пока рано, - сказал Лобановский. - Оценку выставлю после финала". С тех пор он всегда тянул меня на скамейку, и на трибуну я уйти уже не мог. Не хотелось услышать, даже в шутку, что это я виноват в неудаче. Так что несколько лет игру "Динамо" смотрел с точки, избранной для меня Лобановским.


В СВЯЗКЕ С МИХАЙЛИЧЕНКО
- А при Алексее Михайличенко на скамейку вернуться не собираетесь?

- Видимо, нет. Мне кажется, что мое присутствие может каким-то образом давить на тренера. Михайличенко еще только создает себе имя на тренерском поприще. Шанс ему предоставлен. Мне Алексей нравится как человек, который пытается воплотить в жизнь свои идеи, мысли. И при этом старается сохранить то лучшее, что сегодня можно назвать "наследием Лобановского". Все же при старшем Суркисе и Лобановском "Динамо" играло в четвертьфинале и полуфинале главного клубного турнира Европы. Требовалось мужество, чтобы принять эстафету из рук самого Лобановского.

- Сам Валерий Васильевич видел в Михайличенко своего преемника?
- Мы никогда не разговаривали на эту тему. Но я знаю, что Лобановский не сомневался: из Алексея может получиться хороший тренер. Относился к нему, во всяком случае, строже, чем к другим, и это говорило о многом.

- А у вас были сомнения, когда из многих кандидатур выбрали именно Михайличенко?
- Сомнения могут и должны быть всегда. Даже у брата, когда он заключал контракт с Лобановским, были сомнения: а нужен ли возврат к прошлому? Но жизнь все расставила по местам. Только новые результаты заставят поверить, что решение было принято правильное. А кандидатур, кстати, было не так уж и много. Признаюсь вам первому: после кончины Лобановского раньше других должность главного тренера я предложил Йожефу Сабо, с которым мы начинали поднимать клуб в 93-м. Его, кстати, с этого поста никто не смещал. Переговоры с Лобановским Григорий Михайлович начал лишь после того, как осенью 95-го Сабо сам заявил о том, что оставляет должность. Мне хотелось отдать бразды правления опытному специалисту, который прошел с командой долгий путь, знает коллектив изнутри, каждый день общался с Лобановским, был с ним в великолепных отношениях. Но Сабо убедил меня в том, что настало время дать дорогу молодым. И это во многом предопределило судьбу Михайличенко.

- Правда ли, что после того, как команда во главе с Михайличенко проиграла важные встречи в Кубке и чемпионате Украины, вновь остро встал вопрос о смене тренера?
- Действительно, когда ушел из жизни Валерий Васильевич, "Динамо" на 4 очка опережало "Шахтер", а чемпионом впоследствии стал донецкий клуб. Михайличенко в то время был исполняющим обязанности главного тренера. Среди учредителей возникли споры, сомнения, дебаты. Но мы пришли к единому мнению: ломать ничего нельзя. Надо дать Алексею поработать с командой. Иначе никто и никогда не узнает, какой Михайличенко тренер.


СЫЧЕВА ЗАМЕТИЛ ЕЩЕ ЛОБАНОВСКИЙ
- Игорь Михайлович, а вы можете себе представить, чтобы при Лобановском возникла ситуация, которую вы пережили с Сычевым?

- Валерий Васильевич как раз одним из первых обратил внимание на этого игрока: "Это молодой, одаренный парень, у которого, возможно, большое будущее". Сычев пришел ко мне со слезами на глазах: "Моей мечтой всю жизнь было играть в двух командах - в "Спартаке" и киевском "Динамо". В Москве не сложилось. Дайте мне шанс". Андрей Шевченко, который присутствовал при подписании контракта, пожал Сычеву руку и пожелал удачи. Теперь я знаю, что этот футболист способен на финты не только на поле.

- Неужели этот эпизод саднит душу больнее, чем появление в "Спартаке" экс-капитана динамовцев Ващука?
- Подоплека противостояния "Спартака" и "Динамо", уверен, уже в прошлом. Как и "футбольные" отношения партийных руководителей Москвы и Киева, байки о которых любит и умеет рассказывать первый президент Украины Леонид Макарович Кравчук, ныне возглавляющий попечительский совет клуба. Он, например, вспоминал, как первый секретарь ЦК КПУ Щербицкий, для которого "Динамо" было любимым детищем, после ухода Буряка заявил своим помощникам: "Головы вам не сносить, если Леонид наденет футболку "Спартака". Сегодня у нас отношения иного рода. В Цюрихе нам с президентом "Спартака", чтобы закрыть вопрос о Сычеве и Ващуке, не потребовалось и получаса.

- Как-то вы мне сказали, что гордитесь дружбой с Шевченко. Но ведь он тоже в расцвете сил перебрался из Киева в Милан?
- Да, но как по-джентльменски вел себя Андрей, когда в 97-м в прессе возник слух: "Милан" предлагает за него 7 миллионов! Он скромно спросил Григория Михайловича: "У меня будет возможность играть в Италии?" - "Андрюшенька, - ответил тот, - придет время - и мы отдадим тебя на лучших условиях". У Андрея не было тайн от нас, даже когда он подписывал личный контракт. Можно сказать, он поручил нам с братом выполнять роль его адвокатов. Зато теперь, когда мы приезжаем в Милан, Андрей после игры всегда приходит к нам в гостиницу, сидим, разговариваем - порой до четырех-пяти часов утра. Шевченко выдержал испытание деньгами и славой. Как и другие динамовцы - Юра Максимов, Олег Лужный, Сергей Ребров, Каха Каладзе и многие, о ком до сих пор с восхищением вспоминают наши болельщики.

- Как вы определяете, кто из игроков уже созрел для отъезда за рубеж? Не засиделись ли в Киеве Гусин, Головко, Дмитрулин, Хацкевич?
- Для того чтобы футболисты были по-настоящему востребованы в Европе, чтобы их заметили специалисты, нужна успешная игра команды. Отпускать футболиста, просто чтобы от него избавиться, не в наших правилах. Мы уверены, что упомянутых вами ребят заметят клубы, где ставят высокие цели. Пример Лужного подтвердил: уехать в клуб из числа грандов никогда не поздно. Олег в последние годы пребывания в "Динамо" несколько раз продлевал контракт с клубом на полгода. И дождался своего часа. А впервые на Западе о Шевченко, Лужном, Реброве, Каладзе заговорили, когда команда из малоизвестной тогда страны разгромила на "Ноу Камп" "Барселону", забив четыре сухих гола. И уже не казались случайными 3:0 в Киеве. Многие специалисты помчались смотреть на возрожденную "школу Лобановского".


СВЕРХАМБИЦИИ
- Когда можно ожидать высадку следующего "евродесанта" из Киева?

- В период с 1996 по 2000 год определяющими факторами стали сверхамбиции тренера и полутора десятков футболистов. Юра Калитвинцев тогда сказал крылатую фразу: "Нам все равно, против кого играть. "Бавария", "Барселона", "Реал", "Милан"... Чтобы выиграть Лигу чемпионов, надо обыгрывать всех". Лобановский учил ребят быть максималистами. Как и много лет назад, когда выигрывал с динамовцами Кубок кубков и Суперкубок.

- А в нынешней команде есть футболисты, которые могут сказать: "Нам все равно, с кем играть"?
- Несомненно. Отсюда и наша уверенность в том, что сегодня из сплава опыта, традиций и амбиций молодежи формируется новая команда. Конечно, окончательно проникнуться динамовским духом еще предстоит нашим легионерам. Это непременное условие. Увы, между зарубежными футболистами и клубом возник не только языковой барьер. "Многие из вас перепутали динамовскую эмблему на груди с портретом Франклина на стодолларовой купюре", - сказал я в раздевалке после проигранной игры с "Бешикташем" в Кубке УЕФА. Не знаю, поняли ли меня легионеры?
Но так будет не всегда. Сейчас мы строим современную детско-юношескую спортивную школу - по образцу динамовской базы в Конча-Заспе, оснащенной по новейшему слову техники. Это нужно, чтобы дети с ранних лет впитывали в себя традиции "Динамо". Уверен, в Киеве возродится команда, игроки которой будут биться за честь клуба и города.

- Многие считают, что для братьев Суркис футбол - своего рода инструмент в бизнесе, политической игре. Насколько это верно?
- Для меня футбол - образ жизни. Впервые меня привел на стадион дед, когда мне было семь лет. С тех пор я практически не пропустил ни одного матча с участием киевского "Динамо". Я не депутат, не партийный лидер. И с футболом эти понятия не связываю. Но вхожу в совет, представляющий 102 европейских клуба. Общаемся с президентами "Лацио", "Манчестера", "Баварии", "Милана". На днях познакомился с коллегами из "Марселя". Мы изучаем опыт других, но есть чему поучиться и у нас. Франц Беккенбауэр, когда побывал в тренировочном комплексе "Динамо" в Конча-Заспе, сказал, что подобное видит впервые.

- Что для вас важнее - Лига чемпионов или чемпионат Украины?
- Без побед в национальном чемпионате в евротурниры не попадешь. Это два разных соревнования, но относиться приходится с полной ответственностью к обоим. Заявить о "Динамо" как о брэнде можно только в Лиге чемпионов. Возможно, ситуация изменится, когда матчи украинского первенства будут востребованы европейскими телевизионными компаниями, как игры чемпионатов Италии, Испании, Германии или Англии. Сегодня Лига - словно лакмусовая бумажка, показывающая, на каком этапе мы находимся в конкуренции с сильнейшими командами Европы.

- Значит, вам понятна драма "Спартака", оставшегося за бортом самого престижного в Европе турнира?
- Смена поколений не обошла и "Спартак". Но клуб Романцева, которого очень ценил Лобановский, уверен, позиции уступил не надолго.

- Игорь Михайлович, а не возникает ли у вас противоречий с национальной федерацией, когда речь заходит о "Динамо" и сборной?
- Федерация прежде всего блюдет интересы сборной. Вот и недавно попытка не отпустить на матч сборных Турции и Украины нескольких футболистов, чтобы не нарушить тренировочный процесс клубной команды, была пресечена на корню. Как человек, для которого футбольное будущее не виртуальная игра, я понимаю: интересы сборной превыше всего. Есть даты ФИФА, и мы обязаны их соблюдать. А позиция президента ФФУ всегда достаточно тверда. Даже в разгар "дела Ващука" он постоянно повторял: "Смотри, Игорь, не заводи конфликт слишком далеко. Ни Ващук, ни Сычев не должны быть потеряны для Украины и России".

- А что скажете о противостоянии "Динамо" и "Шахтера"?
- Напрасно в соперничестве наших команд кто-то ищет признаки конфликта. Я с большим уважением отношусь к деятельности президента горняцкого клуба. Понимаю желание Рината Ахметова видеть его команду в лидерах чемпионата Украины. "Шахтер" - достойный соперник, поднимающий авторитет украинского футбола. Но многое изменилось, как только в борьбу за золотые медали включились еще две команды - "Днепр" и "Арсенал". Доказывать, что ты сильнейший, к счастью, приходится на футбольном поле, а не в кулуарах.

- Как рассчитываете преодолеть отставание от "Шахтера" в пять очков после первого круга?
- Для этого нам надо выиграть все матчи. Увы, от нас зависит не все. Еще и соперник должен оступиться минимум дважды. Но будем уповать на собственное мастерство и удачу.

- Никогда не задумывались о том, чтобы пригласить в "Динамо" зарубежного тренера? Как сделали в "Шахтере": пригласили Невио Скалу и завоевали с итальянцем первое золото украинского чемпионата.
- У нас таких мыслей даже не возникало. Многие воспитанники Лобановского стали хорошими специалистами. Мунтян, Фоменко, Веремеев - все они сейчас ищут работу. Но киевское "Динамо", увы, одно.


БЮДЖЕТ - НЕ ГЛАВНОЕ
- Говорят, Олег Блохин, чтобы получить шанс на тренерском поприще в родном клубе, даже сменил партийную "прописку". Это правда?

- Думаю, не стоит смешивать чьи-то политические пристрастия с карьерой в футболе. Всем известно, что в свое время Блохину предлагали обсудить вопрос о том, чтобы принять национальную сборную. По каким-то причинам он не смог прилететь из Греции. А может, не захотел. Но первый звонок, повторяю, был ему. Блохин всегда фигурирует в числе кандидатур на ту или иную должность. Но сегодня на своих местах находятся Буряк и Михайличенко. И потому обсуждать эту тему не совсем этично.

- Похоже, что после переезда за рубеж Шевченко и Реброва самой большой головной болью динамовских тренеров стал поиск забивных форвардов...
- Да, нападающих такого класса пока не удалось ни вырастить, ни приобрести. Но лично мне по душе Максим Шацких. Пока не хватает мастерства, но этот недостаток он компенсирует самоотдачей. Усердие, с которым Шацких работает над собой, уверен, принесет нужный результат. А гол, который он забил "Ньюкаслу", я бы назвал одним из красивейших в новой истории динамовской команды.

- В одном из интервью вы назвали бюджет "Динамо" - 30 миллионов долларов. Достаточно ли этого для успеха в Лиге чемпионов?
- Надеюсь, мы с вами не аудит клуба проводим? (Улыбается.) Больших затрат потребовали реконструкция стадиона, новое табло, база школы. Впрочем, можно и 200 миллионов потратить - но ничего не добиться. В советское время бюджет киевского "Динамо" был несопоставим с бюджетами европейских грандов. Однако команды Лобановского побеждали в чемпионате Советского Союза, дважды привозили в Киев Кубок кубков, Суперкубок, ученики Лобановского - Блохин, Беланов - получали европейский "Золотой мяч".

- После всего сказанного спрашивать о свободном времени как-то неудобно. И все же: как вы проводите досуг?
- У меня дочери всего год. Но на то, чтобы уделять семье должное внимание, не хватает времени, ведь клуб - очень сложный механизм. По субботам и воскресеньям стараюсь посмотреть трансляции матчей итальянского, испанского, английского чемпионатов. Когда есть возможность, сам ненадолго выхожу на поле повозиться с мячом.

- А как, Игорь Михайлович, вы на поле отреагировали бы на жесткие действия соперника?
- Йожеф Сабо когда-то во время сбора в Израиле сломал мне ребро. Как видите, отношения между нами от этого хуже не стали...

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ, газета «Спорт-Экспресс» (друкується мовою оригіналу)

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер