Он занял место в основном составе киевского "Динамо" и сборной Украины как-то сразу, хладнокровно, спокойно и уверенно - так же, как проводит подавляющее большинство своих матчей. Неброские, но надежные действия на последнем рубеже моментально сделали 28-летнего Виталия Реву любимцем динамовских болельщиков. Те даже слоган придумали: "Рева - forewer!" В смысле, навсегда. А интересно, все ли поклонники его вратарского таланта знают, что любовь к кожаному мячу привил Виталику отец - начальник Госдепартамента пожарной безопасности МВД Украины Григорий Рева.
- И откуда же у отца-пожарного сын-футболист? - поинтересовался у Григория Васильевича корреспондент «Ведомостей».
- А я, между прочим, и сам в футболе человек не чужой. Гонял мяч с раннего детства. Вначале с ребятами из нашего села Вербки, что на Днепропетровщине, затем - на первенство района и во время учебы в Харьковском пожарно-техническом училище. Болел, естественно, за киевское «Динамо», за что после каждой победы наших над москвичами получал три наряда вне очереди от старшины, который был родом из Рязани... Когда мы переехали в Днепропетровск, я не пропускал ни одного домашнего матча «Днепра» и частенько ездил за командой в другие города. Кстати, тренировал тогда днепрян сам Валерий Лобановский. В годы учебы в Московской пожарной академии я также не изменял своим пристрастиям. Видел с трибун игру Пеле, Беккенбауэра, Мюллера, Факетти. На всю жизнь запомнил, как Лев Яшин, покидая футбол, передавал свои перчатки молодому Владимиру Пильгую, перешедшему в московское «Динамо» из нашего «Днепра». В Москве мы с женой и зачали нашего Виталика, а родился он в Днепропетровске 19 ноября 1974 года.
- Говорят, что и назвали вы его в честь футболиста.
- Да, Виталия Хмельницкого. Я всегда восхищался его самоотверженностью и рыцарским поведением на футбольном поле. Имя динамовского форварда и дал младшему сыну. А старшего назвал в честь Лобановского. Хотел, чтобы и Валерий стал футболистом, но однажды, вернувшись из командировки, узнал, что жена отдала его в гимнастику. В ответ потребовал, чтобы она рожала второго сына, который обязательно будет футболистом. Как видите, той шутке суждено было сбыться.
- Как сам Виталик воспринял ваше желание?
- Я отвел его в секцию «Днепр-75» шестилетним. Тренер Валерий Мусиенко пробовал его нападающим и полузащитником. Вратарская же карьера началась явно не без вмешательства свыше. Приезжаю я как-то к теще в деревню, а она показывает фото в газете «Днепр вечерний»: мой сын запечатлен ловящим мяч между двумя березками-штангами. И подпись: «Дасаев с нашего двора». Этот снимок потом напечатала даже «Комсомольская правда». Приятно, конечно, но я был категорически против, чтобы Виталик стал вратарем. Уступил, только поняв, что так нужно команде. А когда в 91-м Евгений Кучеревский пригласил его в «Днепр», я убедился, что сын сделал правильный выбор. И уже в знак одобрения подарил ему перчатки, привезенные по моей просьбе из США замгендиректора «Южмаша» Николаем Филипповским. Сын отблагодарил меня достойно - подарил зимой нынешнего года «Золотую перчатку» лучшего голкипера Кубка Содружества. Вот она, украшает мой рабочий кабинет, - с гордостью показал трофей Григорий Васильевич.
- А не комплексует ли Виталик по поводу своего невысокого роста? Для вратарей этот показатель играет далеко не последнюю роль.
- В начале карьеры, действительно, был комплекс. Я даже сделал специальную доску, на которой он зависал вниз головой, растягивая позвоночник. Не знаю, насколько это помогало. Возможно, только психологически - сын внушал себе, что растет. И сейчас он не самый рослый среди вратарей - 182 см. Но компенсирует это реакцией, прыгучестью, умением выбирать позицию в воротах. Утверждает, что наконец-то справился с комплексом после матчей за «Динамо» в Лиге чемпионов.
- Какие из проведенных матчей сын считает самыми трудными?
- Во-первых, свой дебют во взрослом футболе - встречу дублеров «Днепра» и «Шахтера». Вратарь днепропетровцев Коля Медин в начале игры, вытаскивая трудный мяч, получил травму и попросил замену. Виталик вышел и... получил первые два мяча в свои ворота. Игра закончилась вничью - 2:2, и стоило больших трудов успокоить сына. А самый свежий пример неудавшегося матча - поражение от «Ювентуса». Правда, в Турине ошибался не только динамовский голкипер, но Виталик - из тех, кто ищет причины неудач прежде всего в себе, не списывая поражения на ошибки товарищей по команде.
- Вратарский труд связан с физическими и психологическими перегрузками. Как сын настраивается на игру и как отдыхает?
- Тема подготовки к игре, настроя на матч - это табу. Вратари, как правило, народ суеверный, но каких-то талисманов я у Виталика не замечал. Иногда сын видит предстоящие матчи во сне, как, например, кубковый финал с «Шахтером»... Что же касается отдыха, он любит читать, а в последнее время увлекся компьютером. Если удается вырваться к бабушкам и дедушке в деревню, то это для него целый праздник. Они - заядлые болельщики, и когда внук играет, всем соседям слышно...
Николай Пацера, «Киевские ведомости» (друкується мовою оригіналу)